Вступают в силу изменения в законодательство по вопросам административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы

9 июня 2017 года вступает в силу Федеральный закон № 102-ФЗ от 28 мая 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Как указывает законодатель в пояснительной записке к данному закону, его реализация будет способствовать снятию отдельных проблем в деятельности, связанной с осуществлением административного надзора. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что с 9 июня 2017 года на полицию возлагается обязанность осуществлять розыск лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его. Соответствующее дополнение внесено в пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции». Для определения территориальной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы, не имеющего постоянного места жительства или пребывания, а также решения иных вопросов, связанных с осуществлением такого надзора, статья 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Закон) дополняется пунктом 4, который вводит новое понятие – «место фактического нахождения». Согласно новому термину, местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобождённым из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения. При этом введённое понятие «место фактического нахождения» наряду с местом жительства или пребывания дополнено в пункте 1 части 3 статьи 5 («Срок административного надзора»), в части 1 статьи 8 («Осуществление административного надзора»), в части 2 статьи 9 («Прекращение административного надзора»), в пунктах 4 и 5 части 1 и в части 2 статьи 11 («Обязанности поднадзорного лица»), в пункте 2 части 2 и в пункте 3 части 3 статьи 12 («Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора») Закона. Одновременно с этим внесены соответствующие изменения и в статью 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающую особенности подачи административных исковых заявлений, связанных с административным надзором. Так, согласно новой редакции второго предложения части пятой указанной статьи уточнено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождённого из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица. Одновременно с этим в первом предложении части шестой указанной статьи уточняется, что административные исковые заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора (прошлой редакцией было установлено, что такие административные исковые заявления подавались в суд по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица). В статье 3 часть вторая Закона изложена в новой редакции, согласно которой указанная норма фактически дополняется новыми основаниями установления административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренной частью третьей этой же статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость. Так, к новым основаниям относится наличие непогашенной либо неснятой судимости за:
совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвёртой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205 5 , 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282 3 , 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости).
Следует отметить, что фактически в аналогичной редакции одновременно с этим изложена и часть первая статьи 173 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Часть первая статьи третьей Закона регламентирует, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Дополнением пункта 2 части третьей этой же статьи установлено, что в отношении указанного в вышеизложенной части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения не только против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, но и (или) за совершение административных правонарушений, предусмотренных:
частью 7 статьи 11.5 («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
статьёй 11.9 («Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения») КоАП РФ;
статьёй 12.8 («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения») КоАП РФ;
статьёй 12.26 («Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения») КоАП РФ.
Аналогичное дополнение внесено и в статью 7 Закона, регулирующую основания продления административного надзора. В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 4 Закона прошлой редакции одним из административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, являлась обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Новой редакцией указанного пункта предусмотрена указанная обязательная явка для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. При этом новая редакция части второй этой же статьи расширяет круг обязательных ограничений в отношении поднадзорных лиц. Так, помимо обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, обязательными являются также следующие виды административных ограничений:
запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Часть 5 статьи 5 Закона дополнена новым пунктом 4, устанавливающим дополнительный случай приостановления течения срока административного надзора. Установлено, что течение срока административного надзора приостанавливается в случае осуждения поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания. Одновременно с этим новой частью 7 статьи 5 Закона установлено, что в случае приостановления течения срока административного надзора в отношении вышеуказанного лица и по вышеуказанному основанию течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении данного лица и истёк срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора. Изменениями и дополнениями, внесёнными в часть 1 статьи 9 Закона, устанавливающую основания прекращения административного надзора, скорректированы основания прекращения такого надзора в отношении лиц, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Установлено, что в отношении указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 9 Закона административный надзор не может быть прекращён. При этом в отношении таких особых субъектов Закон дополнен отдельными основаниями прекращения административного надзора (часть 1 статьи 9 дополнена новыми пунктами 6 и 7). Так, в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающими расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор прекращается по следующим основаниям:
прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении указанных поднадзорных лиц, если имеющаяся у них судимость погашена или снята;
погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении таких поднадзорных лиц было прекращено ранее.
Новой редакцией пункта 6 части 1 статьи 11 Закона («Обязанности поднадзорного лица») уточнено, что поднадзорное лицо обязано уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица, в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы. Одновременно с этим уточнён и пункт 3 части 2 статьи 12, в соответствии с новой редакцией которого органы внутренних дел при осуществлении административного надзора имеют право проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. До внесения соответствующих изменений было установлено, что органы внутренних дел имели право входить в указанные помещения. __________________________________________ Обзор подготовил консультант Мариинского городского суда Кемеровской области А.В. Бушуев
 
По теме
 
 
 
Собранные следственными органами Следственного комитета РФ по Кемеровской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора ранее судимому 40-летнему жителю г. Киселевска.
16.07.2018 СУ СК РФ
21 июля в Полысаево пройдут культурно – массовые мероприятия - ИА Новости Кузбасса 21 июля 2018 года в Полысаевском  парке имени И. И. Горовца пройдут культурно – массовые мероприятия: - в 14.00 - Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского вокального творчества «На свободной земле»;
17.07.2018 ИА Новости Кузбасса
Вячеслав Горбунов и Иван Балашов - Киселевская федерация бокса 4 июля в городе Новокузнецке состоялась IV традиционная международная матчевая встреча «Кузбасс — Донбасс», посвященная 400-летию города Новокузнецка.
17.07.2018 Киселевская федерация бокса
 Так, с 20.00 часов 20 июля до 06.00 часов 23 июля будет закрыт сквозной проезд на проспекте Химиков, в районе дома № 10, и на улице Александрова у дома №16.
17.07.2018 Администрация г. Кемерово